Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В методическом кабинете имеется:
- письменный стол,
- стул,
- методический стеллаж,
- шкафы,
- учебные пособия,
- наглядные пособия,
- детская и методическая литература.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Групповые помещения в МДОУ "Ряжский детский сад № 8" предназначенные как для проведения практических занятий, так и для игровой деятельности детей. В групповых помещениях имеется:
- столы и стулья по количеству детей в группах (двух или трех групп мебели и промаркированы с учётом роста детей);
- мебель для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей;
- учебные доски (меловые, магнитные или маркерные);
- игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
Музыкально-физкультурный зал предназначен для проведения организованной образовательной деятельности "Физическое развитие" и "Художественно-эстетическое развитие", направление "Музыка" с группами детей всех возрастов, а так же индивидуальной и подгрупповой совместной деятельности музыкального руководителя с воспитанниками. Так же в зале проходят мероприятия культурно-досуговой деятельности. В музыкальном зале имеется:
- фортепиано;
- шумовые, музыкальные инструменты;
- качественные музыкальные игрушки;
- дидактические методические пособия;
- атрибуты для театрализованной, танцевальной, игровой деятельности дети;
- ТСО - интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, ноутбук, флеш-накопители, аудио и видеотека;
- физкультурное оборудование - обручи, мячи разных диаметров, маты, шведская стенка, гимнастическая лестница , гимнастические скамейки, мешочки для метания, стойки, шнуры, гимнастические палки, кегли, султанчики и мн. др)
Прогулочные площадки имеют:
- крытые веранды для защиты детей от солнца и осадков;
- малые игровые формы в соответствии с возрастом: песочницы, лесенки, паровозики, машинки и др.;
- спортивные зоны, оснащенные спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.;
- цветник для наблюдений, трудовой и экспериментальной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Поли функциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:
* уголок для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кухня», «Больница»)
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.);
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
• Уголок уединения
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Наличие оборудованных библиотек
В МДОУ "Ряжский детский сад № 8" отдельного помещения нет, библиотека располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Весь книжный фонд детского сада разделен условно на три части:
методическая и справочная литература (книги и журналы для педагогов);
иллюстрационный материал, дидактические пособия;
детская литература.
Методическая литература размещена по разделам:
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Справочная литература» ( различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. МДОУ "Ряжский детский сад № 8" ежегодно оформляет подписку на периодическую печать - журналы "Ребёнок в детском саду", "Дошкольное воспитание", "Справочник старшего воспитателя", "Справочник руководителя дошкольного учреждения", "Справочник музыкального руководителя", "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ".
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает детский сад. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
В музыкально-физкультурном зале МДОУ "Ряжский детский сад № 8" имеется спортивное оборудование:
- турники разной высоты,
- обручи,
- мячи разных диаметров,
- маты,
- шведская стенка,
- гимнастическая лестница ,
- гимнастические скамейки,
- мешочки для метания,
- стойки,
- шнуры,
- гимнастические палки,
- кегли,
- султанчики,
- скакалки,
- игровой набор "Бокс",
- ребристые доски,
- дорожки здоровья.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В МДОУ "Ряжский детский сад № 8" используются следующие средства обучения и воспитания:
печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, обручи).
Средства обучения и воспитаниятиспользуются в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Примерная классификация средств обучения и воспитания, используемых в МДОУ "Ряжский детский сад № 8:
- Технические средства обучения: ноутбуки, музыкальный центр, микрофон, цифровой фотоаппарат, компьютер.
- Вспомогательные технические средства: проектор, интерактивная доска.
- Носители информации: флеш-накопители, тематические презентации, фонотека, видеотека.
Примерное подразделение средств обучения и воспитания по образовательным областям:
Физическое развитие:
- Обручи пластмассовые
- Палки пластмассовые гимнастические
- Мячи разного диаметра
- Лесенки гимнастические
- Набор кеглей
- Дуги для подлезания
- Коврики массажные
- Корригирующая дорожка
- Скамейки для ходьбы
- Щиты для бросания
- Кольцеброс
- Мешочки для метания
- Скакалки детские
- Шнуры
- Канат для перетягивания
- Флажки разноцветные
- Ленты
- Маты
- Наборы предметных и сюжетных карточек, плакаты, схемы
Познавательное развитие:
- Макеты «Государственных символов России», глобуса
- Географические карты, атласы, хрестоматии
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (микроскоп, песочные часы, компас и др).
- Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные» и др.
- Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года» и др.
- Природный и бросовый материал
- Дидактические игры, шнуровки различного уровня сложности,
- Наборы счетного материала, счетные палочки, комплекты цифр и букв на магнитах, наборы плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
- Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
- Муляжи фруктов и овощей, лупы, материалы для экспериментов
- Лэпбук «Берегите природу»
- Картотеки опытов, экологических игр.
Речевое развитие:
- Стимульный материал
- Наборы предметных карточек по темам
- Набор сюжетных карточек по темам
- Набор сюжетных картин по темам
- Предметные игрушки-персонажи
- Комплекты детских книг по темам
- Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).
- Иллюстрации к детской художественной литературе
- Настольные дидактические игры
- Магнитная азбука
- Картотеки («Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика»)
Социально — коммуникативное развитие:
- Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
- Комплекты костюмов театрализованной деятельности
- Шапочки для театрализованной деятельности
- Ширма для кукольного театра
- Куклы-бибабо, пальчиковый театр, плоскостной театр
- Наборы демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Профессии» и др.
- Наборы предметных карточек
- Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
- Наборы игрушечной посуды.
- Наборы парикмахера.
- Наборы медицинских игровых принадлежностей.
- Игровой модуль «Кухня».
- Игровой модуль «Парикмахерская».
- Оборудование для трудовой деятельности (в помещении, в природе)
Художественно-эстетическое развитие
- Магнитная доска
- Мольберт
- Изделия народных промыслов
- Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
- Бумага для рисования
- Стаканчики
- Трафареты
- Кисочки
- Карандаши простые, цветные
- Мелки восковые
- Бумага цветная
- Картон цветной, белый
- Палитры
- Пластилин
- Доска для работы с пластилином
- Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
- Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
- Металлофон
- Игрушки-персонажи
- Флажки разноцветные
- Наборы конструкторов (деревянные, металлические, магнитные и др.)
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МДОУ "Ряжский детский сад № 8" доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Официальный сайт МДОУ "Ряжский детский сад № 8" имеет версию для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Специальных условий для обеспечении доступа в здание образовательной организации, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в организации не имеется.