Консультация педагога-психолога "Дисциплина"
Консультация педагога-психолога "Дисциплина"
«Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы»
(А.С. Макаренко)
Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает.
Дошкольный возраст уникален в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и синтезировать речевые потоки, особая способность к имитации.
В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности.
Исходя из идеальной цели воспитания, а также конкретной цели, функционирующей в системе образования на современном этапе развития отечества, важно определить и задачи воспитания.
К задачам воспитания детей дошкольного возраста относится физическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное развитие.
Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные ниже задачи воспитания имеют свою специфику в дошкольном учреждении:
- физическое воспитание детей;
- умственное воспитание детей дошкольного возраста;
- развитие речи ребенка, обогащение и активизация его словаря, развитие звуковой культуры речи, умение правильно выражать в разговорной речи свои мысли;
- умственное воспитание, развитие логического мышления;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание.
Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию цели воспитания - разностороннее развитие личности.
Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом.
Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.
1.Теоретическое изучение проблемы нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста
В современных условиях развития общества педагогическая наука сосредотачивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные: гуманизм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность.
В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят - Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе социально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.
Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личностью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педагогики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.
Задачи дошкольной педагогики как составной части общей педагогики обязательно учитывают закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное детство - это уникальный период, в котором закладываются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.
На каждом возрастном этапе ребенка важно обеспечить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье. Дошкольная педагогика на основе психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, научно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.
Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются не только отдельные психологические функции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.
Л.И. Божович, развивая мысль Л.С. Выготского показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуации развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.
Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики - разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп.
На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатывали различные варианты программ для дошкольных образовательных учреждений.
Одной из основных проблем, характерных для психологических исследований, проводимых в русле теории Л.С. Выготского, является проблема опосредствования и роли средств в психическом развитии ребенка.
При этом существуют два основных подхода к развитию опосредствования. В рамках первого подхода, более характерного для отечественной психологии, развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции, а вхождение ребенка в культуру заключается в основном в освоении им способов действия со знаками. Подобный подход разрабатывался в исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, Н.Г. Салминой и других авторов.
Во втором подходе делается попытка рассмотреть проблему культурного опосредствования более широко и проанализировать в качестве средства развития саму культурную «рамку», внутри которой находится ребенок (Ж. Карпей, М. Коул, Б. ван Урс и другие). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития, т.е. в данном подходе центральным становится вопрос о механизме культурного опосредствования и о регулирующей функции сознания в основном с его содержательной стороны.
Исследования по развитию детской осознанности и произвольности поведения (работы В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой и других) занимают особое, самостоятельное место; при этом проблема единства генезиса опосредствования в связи с генезисом саморегуляции стоит достаточно остро. При рассмотрении этой проблемы возникает вопрос о единстве аффекта и интеллекта, о переживании как основной единице психического развития ребенка.
К решению данной проблемы в процессе анализа психического развития ребенка-дошкольника подходил А.В. Запорожец. С одной стороны, под его руководством был проведен цикл работ по изучению развития форм опосредствования у дошкольника, а с другой стороны, им рассматривалось развитие эмоциональной регуляции поведения ребенка. А.В. Запорожец писал о возникновении особых «синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, моделирующих смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на относительно ранних стадиях его развития».
Условно дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Первый этап - это младший дошкольный возраст, 3 - 4 года.
На этом этапе одно из основных направлений развития - это развитие восприятия. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и средством его ориентировки при решении «знаковых» задач является сенсорный эталон (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
В качестве символов (как было показано в выполненных под нашим руководством исследованиях Л.А. Коротаевой и В.Н. Торлоповой) на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.
На втором этапе - 4 - 5 лет - ребенок начинает выделять наглядные структуры.
Основным средством решения «знаковых» задач становится наглядная модель, а «символических» - композиция.
Как показывают работы В.В. Брофман, Е.В. Горшковой, В.В. Холмовской, к пяти годам ребенок может переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках, выразительном движении.
И, наконец, на третьем этапе - 6 - 7 лет - дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Средством решения задач «на значение» становится слово в его обобщающей и планирующей функции, а в решении «символических» задач появляется метафора как передача с помощью образа некоторой обобщенной идеи, т.е. осуществляется переход к символу как к «вещи и идее».
1.1 Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста
В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам. У большинства в основе лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС (патология беременности и родов, частые болезни в детстве, ушибы головы). Врачи в медицинской карте будущего школьника ставят заключение «здоров». Родители скрывают от педагогов нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на занятии? Ему просто физически трудно это сделать, так как неадекватная оценка родителями здоровья своих детей приводит к тому, что педагогу приходится заниматься с детьми с нарушениями мозгового кровообращения, водянкой головного мозга и другими заболеваниями. Уходит долгое время, пока озабоченный трудностями в развитии и обучении ребёнка педагог докажет родителям необходимость своевременного обследования, лечения, снижения учебной нагрузки и как следствие обращение на МПК. Педагогу приходится столкнуться с непониманием родителей, а часто с агрессией.
У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет «вошло в моду» отдавать ребёнка на воспитание бабушек. Это объясняется, по словам родителей, поиском хорошей работы, заработка, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего они просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными не были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама. Раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что во время образовательной деятельности дети сосут ручки, грызут ногти и это так увлекает, что ребёнок не способен воспринимать речь педагога. На этом фоне при неправильной реакции воспитателя и насмешек других детей может развиться агрессивность.
Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более, если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно. После детского сада, в начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово «нельзя», показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений «плохой» и «хороший», совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по группе во время образовательной деятельности, могут выйти в коридор, заявляя «Я устал». Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания. При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Дети этого типа слывут в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время занятия быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям педагога. Для них нередко не существует запретов и нравственных норм. Такие дети могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в старшем дошкольном школьном возрасте, но ярко проявляется в дальнейшем - в школе.
Старшие дошкольники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры. Дети не умеют и не желают слушать воспитателя, других детей.
Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы.
Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя.
К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, опять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах.
Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
Некоторые воспитанники ведут себя плохо для того, чтобы воспитатель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их «плохого» поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают всю группу, воспитателя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологическая потребность.
Иногда ребёнку получить «сердитое» внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо.
Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в группе, а затем в школе. В старшем дошкольном возрасте действия таких детей направлены на воспитателя. Ребёнок хочет быть рядом с педагогом, желает быть замеченным, понравиться, рассказать обо всём.
Поведение ребенка может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность группы, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с другими детьми и воспитателем. Часто дети , боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Часто им кажется, что они не соответствуют запросам взрослого, родителей, своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они любят откладывать выполнение задания «на потом», не доводят начатое дело до конца. Такой приём эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует социальному развитию.
Отмечается также негативное влияние на поведение дошкольников программ телевидения, компьютерных игр.
Вывод: причин нарушения дисциплины великое множество, но считается, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу.
1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.
3. Попустительский стиль семейного воспитания.
4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.
5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
6. Установление детьми собственной власти над коллективом.
7. Месть как цель «плохого» поведения.
8. Избегание собственных неудач.
9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.
10. Негативное влияние СМИ, компьютера.
2. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей.
Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.
Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Педагогика стоит на позиции единства в формировании нравственных качеств личности и их внешнего выражения в манерах, культуре общения и поведения.
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми.
Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности.
С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.).
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми.
В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет.
Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе.
Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).
У детей среднего возраста воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде.
В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению.
У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным. Посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду. В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ним, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим.
Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойно, без крика, чтобы не помешать занимающийся детям, и т. д.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в общественном транспорте, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.
В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда.
Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить.
Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты, участка с целью накопления опыта ухода за игрушками, пособиями и т. п. У детей формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любому его нарушению. Воспитывая их бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду.
У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.
Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.
У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний.
Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.
В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться.
Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.
Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.
В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.
Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.
Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формирований их дисциплинированности.
Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка - все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу.
Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок.
Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремится подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками.
Немаловажным условием воспитания дисциплинированности у детей является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха.
Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются.
Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомительного ожидания.
Одевание, умывание и другие процессы, связанные с режимом, являются в то же время средством формирования у детей культуры поведения в коллективе сверстников. Поскольку в это время они всегда находятся рядом друг с другом, воспитатель приучает их вежливо обратиться с просьбой, попросить разрешения пройти, посторониться, уступая дорогу, предложить свою помощь.
Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент.
Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна - продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Правильная организация обстановки, в которой находятся дети, также имеет немаловажное значение для формирования дисциплинированности и культуры поведения.
Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив, - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.
Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.
Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины и культуры поведения.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки.
Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний.
Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги.
Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль.
Однако напоминание не должно носить характер назойливых назиданий. Например, увидев назревающий конфликт между детьми, воспитатель обращается к ним: «Я думаю, вам не надо напоминать о правиле, как поступают друзья. Вы хорошо помните, что надо уметь договориться. Кто же первый предложит, как надо поступить?» и т. д.
Такое обращение к детям, содержащее в себе уверенность педагога в том, что они хорошие друзья, побуждает их мирно договориться.
Педагог нередко разъясняет детям моральное содержание вводимых правил: «Если не извиниться за допущенную оплошность перед товарищем, он сможет подумать, что ты его нарочно толкнул, и обидится на тебя».
Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А. С. Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.
Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание.
В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.
Правила поведения вводятся постепенно. Одобряя конкретные поступки, воспитатель выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Лиза старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!».
В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная).
Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, на доброе слово.
Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение.
Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.
Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведени